Железнодорожный вокзал Сочи. Воздушное величие
Если театр начинается с вешалки, то любой город – с вокзала. В большинстве городов вокзалы выглядят скучно и непривлекательно, они часто похожи друг на друга и абсолютно не выражают индивидуальности. Сочи в этом плане четко выделяется среди многих городов. Сочинский железнодорожный вокзал является прекрасным лицом курорта, отражающим его величие, неповторимость, теплоту и гостеприимство.
Первое здание железнодорожного вокзала было построено еще до революции, но теперь в нем находится сочинский автовокзал. Когда Сочи как курорт начал стремительно набирать обороты, город стал нуждаться в другом здании вокзала. Спустя почти 40 лет после строительства старого вокзала недалеко от него был построен новый (по проекту советского архитектора А. Душкина), гораздо больший по размерам. Это просторное и очень красивое здание с кассами и залами ожидания было принято в эксплуатацию 10 сентября 1952 года.
Железную дорогу из Туапсе в Сочи стали строить в 1914 году, но к гражданской войне она пришла в негодность. К 1923 году ее восстановили и открыли постоянное 23-железнодорожное движение между курортными центрами. Во время Великой Отечественной войны железнодорожную ветку проложили и в Абхазию до Сухуми, что связало Сочи с Закавказьем. Далее количество железнодорожных перевозок постепенно увеличивалось. В 1998 году сочинский железнодорожный вокзал был реконструирован. Помимо него переделали железнодорожные пути, платформы и подземный переход. Все это время вокзал не прекращал свою работу.
Сочинский железнодорожный вокзал удивляет своим великолепием всех приезжих, но мало кто знает, что за это великолепие страдал автор проекта, архитектор А. Душкин. Он неоднократно подвергался нападкам и критике со стороны государственных властей. Его обвиняли в нарушении норм советской архитектуры. Властям не нравились знаки зодиака на часах главной башни вокзала. Все это плохо сказалось на здоровье архитектора, и, к сожалению, сочинский вокзал стал его последним творением.
Тем не менее, сочинский вокзал получился на славу. Большое здание, которому высокая аркада у входа придает легкости, а в просторных залах и уютных двориках не бывает жарко. На территории вокзала растут вечнозеленые деревья и пальмы, которые делают его невероятно уютным, а гости сразу ощущают себя на курорте.
Здание вокзала состоит из нескольких соединенных между собой корпусов в два и три этажа. Войдя через центральные ворота, на которых красуется ажурный герб города, попадаешь в центральный двор-фойе круглой формы под открытым небом. Отсюда с двух сторон поднимается красивая лестница, которая ведет к первой платформе. Здесь же, в центральном дворике, находится вход к кассам. В левом и правом крыльях вокзала расположились еще два милых небольших дворика. Во дворике правого крыла находится фонтан, посередине которого стоит девушка с кувшином. Отсюда тоже можно пройти к кассам. На втором этаже находится зал ожидания, еще кассы и зал повышенной комфортности, где можно отдохнуть, посмотреть телевизор и перекусить.
Вокзал располагает багажным отделением (построенным в 1956 году), котельной и тремя железобетонными платформами (1 боковая высокая и 2 островные высокие) с электронными табло. Общая протяженность платформ составляет 1080 метров. Из центрального дворика начинается пассажирский тоннель с 4-мя выходами. Общая площадь вокзала составляет 0,6 га. Сочи соединяется с внешним миром 48-ю парами поездов и 5-ю парами электропоездов, которые ежедневно ходят в Туапсе и Сухум.
Станция Сочи является станцией Северо-Кавказской железной дороги РЖД и имеет 9 подъездных путей и 2 добавочных, из которых 5 пассажирских. Обслуживание пассажиров осуществляется подразделением МГТС «Сочи-Экспресс».
Главная башня вокзала, высота которой 55 м, стала настоящим символом города, который красуется на открытках и сувенирах Сочи. На башне есть часы, а вокруг циферблата часов располагаются 12 символов знаков зодиака. Уникальным является механизм этих часов, который был естественно собран с механическим ходом. В девяностые годы механизму потребовался ремонт, и турецкие «специалисты» чуть не вывезли его из страны, пытаясь заменить его на электронно-кварцевый. Но таможня предотвратила это неприятное происшествие.
Железнодорожный вокзал является памятником архитектуры и находится на пересечении улиц Горького и Московской, а с обратной стороны на улице Тоннельная.
Красотой сочинского вокзала можно очень долго любоваться, ведь почти каждый его кусочек заслуживает внимания. Это удивительное, прекрасное творение гения, которое делает честь всему городу, а приезжающих делает добрее и не позволяет слишком злиться на немного назойливых таксистов и брокеров. Так что приезжайте в Сочи. Фотосессия здесь начинается уже на вокзале.
08.01.2010 | Достопримечательности и музеи, Транспорт